Работы по литературе
Я всю жизнь с огромным интересом относился к литературе и искусству 20-30 годов прошлого века в нашей стране. Принадлежа к семье, которая была частью интеллигентской среды того времени, читал в детстве в рукописи «Доктора Живаго» и некоторые переписанного от руки произведения Булгакова.
Многие прототипы персонажей Булгакова мне были знакомы по многочисленным рассказам людей старшего поколения. И мне, как горячему поклоннику Булгакова, больно слышать различные искажения и домыслы, касающиеся как жизни Булгакова и его близких, так и нелепые интерпретации его произведений.
В действительности, описанные им персонажи - это довольно узкий круг людей. Сказать, что ближайшая подруга моей мамы (Лёля Бонч) вышла замуж за Берлиоза-Авербаха, а каждый чих в квартире Булгаковых резонировал в квартире ближайшего приятеля моего отца - драматурга Файко, это не сказать ничего. Круг был узок и замкнут. И в этом кругу как раз до звонка Сталина передавали шепотом: «Вы знаете, Булгаков арестован, но только тсс…, он еще сам этого не знает».
Хотелось бы отметить, что Булгаков описал Елену Сергеевну также и в «Театральном романе». Это «Мисси» с сыном Алешой и гувернанткой Амалией Ивановной, а ее родная сестра Ольга – прототип Полексены Торопецкой, перепечатывала на машинке рукописи Булгакова.
Что касается меня самого, то я бывал у Лакшина и беседовал с ним по поводу «Театрального романа», остался как-то ночевать у Леонида Федоровича Ворпаховского, долго обсуждая с ним его будущую постановку «Дней Турбинных». Я не видел постановки Судакова, но знаю ее историю по рассказам во всех подробностях и не по изумительному гротеску «Театрального романа», а в реальности .
Поэтому мне хотелось бы поместить на сайте мою заметку о «Мастере и Маргарите», которая была опубликована 10 лет назад в журнале «Известия Академии наук. Серия Литературы и языка». Я написал ее по просьбе моей старшей дочери, заканчивавшей в то время школу. Ей была совершенно непонятна та атмосфера и тот дух, которыми было пропитано общество в годы, описанные Булгаковым в романе.
Судя по тому, что я читал, моя заметка не потеряла актуальности и сегодня.
.
Последнии статьи
Скрытый лейтмотив романа М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита» В статье выявлен один из важнейших скрытых мотивов булгаковского романа — всеобщего страха перед всевластным НКВД, что позволяет во многом по-новому прочесть некоторые его сцены.